Грядут перемены в порядке оспаривания кадастровой стоимости

15 марта 2017

Государственной думой РФ в первом чтении был принят законопроект, предоставляющий право администрациям муниципальных образований обжаловать в суд решения комиссии о снижении кадастровой стоимости земельных участков на основании установления рыночной цены, вынесенных в отношении земельных участков, не принадлежащих муниципалитету.

Ранее таким правом местные власти могли воспользоваться только в том случае, если земельный участок являлся муниципальной собственностью. Однако Конституционный суд РФ в Постановлении №15-П от 05.07.2016 г. указал, что такой подход нарушает права муниципальных образований, поскольку в результате снижения кадастровой стоимости земельного участка снижается и размер земельного налога, пополняющего муниципальную казну. В связи с этим законодателю было рекомендовано внести соответствующие изменения в законодательство. Это и стало предпосылкой к появлению данного законопроекта.

Основные положения документа сводятся к следующему: муниципальные власти, а также администрации городов федерального значения должны получить право на обжалование в суд решений комиссии о существенном снижении кадастровой стоимости земельных участков на основании установления рыночной стоимости, вынесенный в отношении земельных участков, не принадлежащих муниципалитету.

1)                      Законопроект предоставляет местным властям право обжалования только решений комиссий, рассматривающих дела об оспаривании кадастровой стоимости. В тексте документа отсутствует указание на возможность обжалования судебных решений по тому же вопросу. Возможно, это связано с тем, что на практике суды по собственной инициативе привлекают к делу муниципальные органы в качестве третьих лиц, после чего они уже на основании процессуального законодательства получают право обжалования судебных актов в части, затрагивающей их права. Тем не менее, случаи оспаривания физическими лицами кадастровой стоимости своих земельных участков непосредственно в суд по действие данного законопроекта не попадают.

2)                      Право обжалования распространяется только на те решения комиссии, по результатам которых кадастровая стоимость была «существенно снижена на основании установления рыночной стоимости». Из этого следует, что решения комиссии о снижении кадастровой стоимости путем исправления технических и кадастровых ошибок, вынесенные в отношении чужих земельных участков, оспариваться муниципалитетами не будут. В то же время вызывает вопросы формулировка о «существенном снижении» кадастровой стоимости. Законопроект на данный момент не содержит даже приблизительного описания, какое снижение можно будет признать существенным, в то время как от этого зависит наличие или отсутствие права у местных властей обжаловать то или иное решение комиссии. Остается надеяться, что данный пробел будет устранен при дальнейшем обсуждении законопроекта, в противном случае по данной категории дел может сложиться противоречивая судебная практика.

3)                      В текущей редакции законопроект распространяется только на решения комиссий, вынесенный в отношении земельных участков. Следовательно, снижение кадастровой стоимости всех других объектов недвижимости (зданий, помещений, строений, квартир и т.д.) муниципалитетами оспорено быть не может. Однако уже сейчас высказываются идеи о расширении перечня объектов недвижимости, попадающих под нововведения.

С точки зрения частных лиц, принятие законопроекта может усложнить процедуру оспаривания кадастровой стоимости: если раньше, в случае успешного завершения дела в комиссии можно было спокойно «пожинать плоды» сниженной кадастровой стоимости, то теперь необходимо будет держать на контроле возможное обжалование решения комиссии (срок обжалования которого составляет 3 месяца) и в случае чего быть готовым отстаивать его законность и обоснованность в судебных инстанциях.

Имеющиеся же в тексте оценочные понятия и пробелы, скорее всего, будут устранены в ходе дальнейшего обсуждения законопроекта. Остается надеяться только, что после принятия документа муниципальный органы не изберут политику тотального обжалования всех решений комиссии, попадающих под действие нововведений, тем самым затягивая сроки изменения кадастровой стоимости, а подойдут к этому вопросу более взвешенно, анализируя имеющийся объем дел и выбирая из него именно те случаи, когда снижение кадастровой стоимости действительно произведено с нарушением закона.